Этапы развития церковной музыки

Церковная музыка белорусских композиторов развивается и сегодня. Пример тому – творчество Андрея Васильевича Бондаренко (род. в 1955 г.), нашего земляка, служителя Святопокровского кафедрального собора. Его произведения – это прежде всего хоровые сочинения, хоровые концерты (“Из глубины”, “Ныне отпущающи”), хоры на духовные тексты (“Из службы для усопших”, “Единородный Сыне”).

Белорусская церковная музыка является частью восточно-славянской духовной культуры. Ее развитие до XX века прошло несколько этапов, связанных с историческими и политическими событиями на территории Беларуси.

Средневековье (985-1245 гг.).Музыка Византийской традиции.  Этот этап характеризуется проникновением в Беларусь двух культурных традиций – церковных обрядов Константинополя(православие) и Балтики(католицизм). Исследователи отмечают, что музыка этих традиций была не только хорошо освоена, но и  изменена под влиянием национальной белорусской музыки. Результатом соединения византийской и славянской традиций стал знаменный распев. Для него характерно: 

1) запись музыкальных звуков с помощью определенных символов – «знамён», крючков (отсюда и название распева);
2) исполнение в унисон и без музыкального сопоровождения;
3) небольшой состав певчих, мужские тембры голосов (обычно – бас, баритон);
4) мелодическая линия широкая, распевы внутри слогов текста, свобода мелодии, нет хроматизмов;
5) нет деления на такты, ритм свободный;
6) анонимность авторов.

Яркий пример знаменного распева — «Песнопения про Ефросинью Полоцкую» — сборник хоровых и сольных песнопений, посвященный первой белорусской просветительнице. Время написания ХII – XVIII вв. В основе сборника – текст «Житие Ефросиньи Полоцкой» на старославянском языке. Характер музыки – торжественный, просветленный, сдержанный, иногда суровый.  Про Ефросинью.

Период Великого княжества Литовского (1245-1569 гг.). Ренессанс на белорусских землях. Православная традиция в церковной музыке.

Эпоха Ренессанса имела кардинальное значение для развития профессиональной музыкальной культуры Беларуси. Это эпоха формирования новых форм, жанров и стилей в музыке. Белорусские города становятся притягательны как для приезжих музыкантов, так и для славянских профессионалов. На белорусской земле работают Цыпрыян Базылик, Вацлав из Шамотул (Брест),Криштов Клабан, Войцех Длугарай (Гродно), венецианский лютнист-виртуоз Диамед Като, лютнист из Венгрии Валентин Бакфарг. Главным центр, вокруг которого разворачивалось музыкальное искусство, был храм. Именно духовная музыка стала центральным жанром в творчестве композиторов.

Православная музыка: переплетение белорусской, византийской традиции с музыкой обряда с Запада. В результате этого произошли изменения: -появление разных вариантов мелодий к тексту  -расширение диапазона мелодии (больше кварты);

Образец православной музыки эпохи Ренессанса – «Супрасальский ирмологион». Сборник создавался в местечке Супрасаль в Польше, в монастыре, монахом Богданом Анисимовичем. «Супрасальский ирмологион» — это собрание церковных гимнов, содержащее весь цикл белорусской литургической музыки – вечерние и утренние службы, напевы для церковных праздников. Супрасальские распевы близки старому знаменному распеву. Главная особенность – исчезают знамёна, крючки. Вместо них появляются ноты квадратной формы и применяются пять линеек для записи нот,  напева из Супрасальского ирмологиона. 

Белорусское барокко (1569-1700 гг.). Католическая традиция. В период позднего Ренессанса рождается стиль, оставивший заметный след в развитии культуры и искусства Беларуси – барокко. Первым памятником барокко в Беларуси стал костел Божьего тела в Несвиже.

На смену принципам гармонии Ренессанса пришло искусство бурное, построенное на контрастах, чуткое к реальному миру и тесно связанное с ним. Духовное открытие барокко – показ многосторонней личности человека, вовлеченного в круговорот окружающего мира.

Духовная музыка периода белорусского барокко развивалась в лоне четырех христианских конфессий – православной, католической, протестантской, униацкой.

Музыкальное развитие на этом этапе связано прежде всего с распространением жанра канта.

*Кант (лат. cantus – пение) – жанр многоголосной песни в России, на Украине и в Беларуси  на светский или религиозный сюжет. Для кантов характерны куплетная форма, трехголосное пение, где два верхних голоса двигаются параллельно, а басовый создает гармоническую опору. Кант на религиозный сюжет называется псалом.

Основные черты жанра канта:
1) создавались обычно в духовных, реже светских учебных заведениях;
2) авторы – священники, профессора, студенты;
3) истоки – от древних гимнов и торжественных песнопений языческого мира;
4) разнообразие тематики;
5) отсутствие сопровождения.

Период упадка (1700-1880 гг.).  В связи с окончательным присоединением Беларуси к Российской империи возрастает русское влияние на белорусскую церковную музыку.  Происходит зарождение новых церковных напевов (минского, жировичского, вилейского), которые носят отпечаток чуждого сентиментального стиля. Этот период характерен также и распадом, уничтожением униацкой церкви на территории Беларуси в начале XIX века.

Возрождение (1880-…). Пробуждение белорусской национальной и культурной жизни во второй половине XIX века имело сначала слабый отзвук в церковной музыке. Возглавил национальное возрождение в сфере церковной музыки Микола Равенский (1896-1953)*. В своих поисках белорусского, которое могло бы заменить придворный московский стиль, Равенский обратил внимание на богатое наследие белорусской народной музыки.

*Микола Равенский родился в деревне Капланцы Минской области. Учился в Московской консерватории, работал дирижером в Белорусском драматическом театре им. Я. Купалы. Был педагогом в Минском музыкальном техникуме, профессором Белорусской консерватории, руководителем хора. Активно работал над собиранием народных песен. В своем творчестве Равенский стремился приспособить простые народные мелодии к литургическим текстам. Литургическое музыкальное наследие композитора: Церковные молитвы – «Херувимская», «Символ веры», «Отче наш»; литургия Св. Яна Златоуста и др. сочинения.

Вслед за Равенским, ведущей фигурой в национальной школе церковной музыки становится Микола Курилович (1897-1969). Он является продолжателем традиций Равенского в этой области. Фольклорные мотивы и песнопения XVII века легли в основу его “Літургіі”, “Вялікодным каноне” и др. литургических произведений.

 Главным представителем церковной музыки в Западной Беларуси этого периода остается Антон Михайлович Волынчик (1896-1985).  Значительный вклад в национальный репертуар внес уроженец Гомеля, ученик А.Туренкова Николай Бутома (1905-1983), написавший более 400 церковных песнопений.

загрузка...
загрузка...