Музыка для белорусских народных инструментов

Уникальность музыкальной культуры Беларуси  заключена в национальных инструментах – жалейке, дуде, цимбалах и многих других

Каждая музыкальная культура мира обладает своим неповторимым звучанием. Именно по звучанию определенных народных инструментов мы можем отличать эти культуры друг от друга.

И каждая из них  — это то, что делает искусство своей страны уникальным. Уникальность музыкальной культуры Беларуси  заключена в национальных инструментах – жалейке, дуде, цимбалах и многих других.

Появление первых произведений для народных инструментов относится к началу века (1920-е). Оно связано с появлением множества самодеятельных ансамблей народного искусства. Сначала их репертуар состоял из простейших обработок народных песен и их авторами были сами музыканты-исполнители.

1930 г. стал наиболее значимым в истории развития музыки для народных инструментов. Это год создания оркестра белорусских народных инструментов под управлением  Иосиф Жиновича.

Иосиф Жинович – народный артист Беларуси, профессор, создатель и первый руководитель оркестра народных белорусских инструментов. Он автор множества аранжировок белорусских народных песен («Перепелочка», «Лявониха»).

Национальный академический народный оркестр им. Жиновича заложил фундамент развития профессионального исполнительства на народных инструментах. Его история связана с возрождением народных инструментов – цимбал, лиры, жалейки, дуды и др. Оркестр дал тысячи концертов в Беларуси и за ее пределами – в Москве, Киеве, Сибири, Владивостоке, так же в Канаде, Турции, Индии, Германии, Польше.

ВИКТОР АНТОНОВИЧ ВОЙТИК (1947). «Сюита в старинном стиле»

В.А. Войтик – заслуженный деятель искусств Беларуси, один из самобытных композиторов республики, секретарь правления Союза композиторов, доцент кафедры композиции Белорусской академии музыки.

Биография: В.А. Войтик родился в Гродно, обучался в Гродненском музыкальном училище на отделении народных инструментов, в Бел. гос. консерватории у профессора А.В. Богатырева. Стажировку проходил в Московской государственной консерватории под руководством Лемана. По возвращении в Беларусь работает в Белорусской академии музыки.

«СЮИТА В СТАРИННОМ СТИЛЕ» для цимбал и камерного оркестра (1972 г.), в 4-х частях:
Это произведение является одним из самых известных сочинений композитора. Она воплощает в художественной форме диалог двух разных музыкальных времен – эпохи барокко и  музыки 20 века. Черты стиля барокко в сюите:

4 части – модель жанра (Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига);
тональное единство частей;
приближение звучания к клавесинному стилю;
использование полифонических приемов развития.
Черты стиля музыки 20 века:
строение тем – угловатость, много хроматических звуков, диссонантность мелодий и гармоний.
ВИКТОР ПЕТРОВИЧ ПОМОЗОВ (1949-1986). Сюита «Батлейка»

В.П. Помозов – известный белорусский композитор, лауреат Государственной премии Беларуси, его произведения широко популярны и часто исполняются в республике.

Биография: родился в Гомельской области, в деревне Юрковичи. Учился в Бел. гос. консерватории у П.Подковырова. Стажировку проходил под руководством Е.Глебова, прожил недолгую, но яркую жизнь.
«БАТЛЕЙКА», сюита для оркестра народных инструментов (1983 г.), в 7-ми частях:
Сюита написана по заказу Оркестра белорусских народных инструментов им. Жиновича и удостоена Государственной премии Беларуси. Сочинение представляет вариант кукольного «батлеечного» представления. Оно программно, 7 частей сюиты – это законченный спектакль.
1 часть – Пролог;
2 часть – Битва Александра Македонского;
3 часть – Колыбельная («Христос младенец»);
4 часть – Царь Ирод;
5 часть – Корчмарь;
6 часть — Антон с козой и Антониха;
7 часть – Эпилог.

Тут мы можем увидеть характерные черты народной батлейки:
¾    библейские мотивы («Христос младенец»)
¾ исторические эпизоды («Битва Александра Македонского»)
¾ интермедии («Корчмарь», «Антон с козой»)
¾ все персонажи спектакля – собирательный образ народа
¾ значительна роль белорусского народного танца «Кросны», который является лейтмотивом спектакля.

Лейтмотив (с немецкого – «ведущий мотив») – краткое музыкальное построение, которое повторяется на протяжении музыкального произведения и служит обозначением определенного персонажа, явления.

загрузка...
загрузка...