Древнее Искусство X-XII веков

Романское искусство. Как выглядели соборы, замки, монастырские комплексы.

Скульптура и живопись в романском искусстве.

Готическое искусство. Архитектура, скульптура, и многое другое

Термин «Романский стиль», возникший в ХIХ в. Применяется к западноевропейскому древнему искусству ХIX-X-XII вв. (в ряде стран – XIII в.)

Архитектура. Зодчество – ведущий вид искусства того времени. Романский стиль в архитектуре сочетает классические элементы и элементы местного «варварского» зодчества. Наибольшее распространение получают храмы, монастырские комплексы, замки. Внешний облик романских построек отличается простыми массивными формами, ясно читаемыми объектами, торжественной суровостью, монолитной целостностью. Узкие щелевидные окна-бойницы усиливали впечатление тяжеловесности, внушительности постройки.

Средоточением жизни в период раннего средневековья были замки могущественных светских и церковных феодалов. Рыцарский замок, построенный обычно на возвышенности, в труднодоступном месте, окружали мощные крепостные стены, увенчанные зубцами и башнями, вдоль стен не защищённых рельефом, приходил глубокий ров, обычно наполненный водой. Входом в крепость служил укреплённый портал с откидным мостом.

Убежищем феодалов была мощная башня Донжон, служившая композиционным центром замка, вокруг нее располагались жилые и служебные помещения.

Монастыри того времени по своему облику очень напоминали замки. Центром монастырского комплекса был храм – самое значительное создание романского зодчества. Наибольшее распространение получают храмы базиликального типа, унаследовавшие от римлян форму базилики. Романский храм в плане представлял собой латинский крест, образованный пересечением продольных помещений (нефов), которых было обычно три или пять, с поперечными – трансептами.

Центральный, более высокий, чем боковые, неф завершался на западе алтарной апсидой. Вход в церковь обычно был выполнен в виде перспективного портала, выложенного последовательно уменьшающимся к проекту, врезанными в толщу стены полуциркулярными арками. Пространство стен над входом, ограниченное полукружием арки (тимпан) обычно украшалось рельефными изображениями.

Внешний вид романского собора суров, прост, лаконичен. Центром композиции обычно служила башня, увенчанная шпилем, установленная в средокрестии. Пример такого храма – собор Нотр-Дам Ла Гранд а Пуатье (Франция).

Скульптура. Широкое распространение в романском древнем искусстве поучила монументальная скульптура, которая часто расписывалась крестами. Романская пластика подчиняется архитектуре, используется в основном во внешнем оформлении соборов. Рельефные изображения на сюжеты

«Священного писания» размещались на западном фасаде, в тимпанах, на столбах и колоннах, они подчинялись форме элементов постройки: на колоннах пропорции изображения вытянутые, удлиненные, в фризах приобретали приземистые формы.

Центральный образ романской скульптуры – Христос. Разрабатываются темы добра и зла, воплощенные в образах рая и ада; возвышенному противопоставляется низменное, трагическому- комически-гротеское. Например, тимпане собора св. Лазаря в Отене (1130-1140 гг.) в сцене «Страшного суда» грозному и величественному образу Иисусу Христа противопоставлен почти комедийный сюжет: ангел и дъявол, изображённый одновременно страшный и смешной, взвешивают добрые и злые дела умерших.

Постепенно в храмовую скульптуру проникают образы крестьян, простых горожан, комедиантов с их повседневными делами и заботами, появляются герои фольклора, порождённые народной фантазией: химеры, демоны, в получеловеческом полузверином обличье. Романские скульпторы, разрабатывая проблему безобразного, тяготели к фантастическим, чудовищным образам.

Живопись. Живопись, как и скульптура подчинена архитектуре. Средоточением всех видов древних искусств является храм. Наиболее распространённый вид техники – фреска, начинает развиваться витраж.(вид живописи из цветных кусочков стекла, соединённые свинцовым каркасоь). Витражи заполняют оконные проёмы апсид (более широкое распространение этот вид живописи получает в готическом искусстве).

Многоцветные фрески на сюжеты «Священного писания» покрывали поверхности стен. Плоскостной характер росписей придавал мощным стенам еще большую массивность. Примером таких росписей могут служить фрески храма Сен-Савен сюр Гартан в Пуату (конец XI-XII в.) Одна из лучших композиций- фреска «Постройка Вавилонской башени».

Готическое древнее искусство

Готика – следующая ступень в развитии средневекового искусства. Оно поражает разнообразием форм, единством и целостностью во всех своих проявлениях. Как и вся средневековая художественная культура, искусство готики глубоко религиозно, но оно тяготеет к жизни, природе, человеку. Мастеров нового стиля интересует конкретный человек с его чувствами, красота природы.

Высокая одухотворённость образов готики, свойственная им удивительная гармония подготовили приход древнего искусства Возрождения.

Архитектура. Архитектурный облик вольных городов Западной Европы, добившихся в упорной борьбе относительной независимости от крупных феодалов, преображается. На деньги ремесленных общин, ставших заказчиками наряду с монастырями, церковью и богатыми землевладельцами, строятся больницы, биржи, крытые рынки, жилые дома.

Наивысших достижений готическое искусство достигло в храмовом зодчестве. Величественные готические соборы резко отличаются от романских. Более высокие, нарядные лёгкие они поражали изяществом, динамичностью и живописностью. Динамическая устремлённость ввысь всех форм готического храма олицетворяла стремление человека к возвышенному, души – к богу.

Мастера готики продолжают развивать базиликальный тип храма. Одно из главных достижений готической архитектуры – выделение устойчивой каркасной системы, в которой конструктивную роль выполняют крестовые нервюрные своды (нервюры – ребра жёсткости, поддерживающие свод), внутренние устои (колоны) и внешние опоры – (вынесенные за и пределы собора контрафорсы, сдерживающие распор стены, передающийся на контрафорс через аркбутан). Такая конструкция позволяла перекрывать большие пролёты и поднять своды на головокружительную высоту.

Скульптура. Развитие готической пластики неотделимо от архитектуры. Скульптуре принадлежит первенство в готическом изобразительном

искусстве. Она занимает ведущее место в декоративном убранстве собора. Скульптурными композициями были украшены порталы храмов, где посетителя встречали изображения пророков, апостолов, святых, внушительные размеры которых напоминали верующих о их месте в огромном мире, созданном богом. Тимпаны, арки порталов, наши башенок, вимперги украшались декоративными рельефами и круглой скульптурой.

Наивысших достижений готическое искусство достигло в храмовом зодчестве. Величественные готические соборы резко отличаются от романских. Более высокие, нарядные, лёгкие они поражали изяществом, динамичностью и живописностью.

Мастера готики продолжают развивать базиликальный тип храма. Одно из главных достижений готической архитектуры – выделение устойчивой каркасной системы, которой важную роль выполняют крестовые своды.

Одна из характерных особенностей готической постройки – стрельчатая арка,

которая многократно повторяется в очерках сводов, окон порталов, ниши своей формой подчёркивает лёгкость и динамичную устремлённость ввысь всей архитектурной постройки. Внутреннее помещение готического собора, стены которого в отличие от романского прорезывают большие окна, становятся светлее, порожает своим великолепием. Сам воздух, наполненный разноцветными струями света, просеянного через окна-витражи, производит сильное впечатление.

Величайшее сооружение ранней готики – собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). В плане собора – пятинефная базилика со слабо выраженным трансептом.Вход в сабор является перспективный портал стрельчатой формы. Центральный неф отмечен окном-розой.

Замечательным памятником готической архитектуры является Римский собор (заложен в 1211 гю)собор в Амьене (около 1236 г.)

Яркий образец итальянской готики – Дворец Дожей в Венеции. Дворец поражает праздничным великолепием декоративной резьбы по мрамору, каменным кружевом украшающей фасады. Непрерывная череда стрельчатых арок в первом и втором этажах, делают постройку чрезвычайно лёгкой.