Белорусское музыкальное творчество

Этапы развития белорусской музыкальной культуры с X по XIX вв. Музыкальная культура Беларуси – одна из самых интересных и важных сторон в истории нашей культуры. Она специфическая, своеобразная и особенная.

Этапы развития белорусской музыкальной культуры с X по XIX вв

Музыкальная культура Беларуси – одна из самых интересных и важных сторон в истории нашей культуры.

Белорусская культура развивалась на территории государства, имеющего уникальное географическое и политическое положение:

перекресток «Запад-Восток», центр Европы;

вхождение в состав Киевской Руси (до XIII века), Великого Княжества Литовского (XIII – XVI вв), Речи Посполитой (XVI – XVIII вв), Российской Империи (конец XVIII – нач. XX вв).

Развитие белорусской музыки происходило в трех направлениях:

— народное музыкальное творчество;

— церковная музыка, развивающаяся в лоне различных христианских конфессий
(православной, католической, протестантской, униацкой);

— светская музыка, являющаяся частью европейской музыкальной культуры.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Период Эпоха, стиль
Основные события музыкальной жизни X — XIII

Средневековье

Возникновение профессиональной музыки

XVI – 1-я пол. XVI

Возрождения, Реформация
Появление придворных капелл по европейскому образцу, светских муз. жанров, разделение музыки на вокальные и инструментальные жанры

2-я пол. XVI – 1-я пол. XVIII

Барокко Возникновение театрального искусства, развитие светской музыки 2-я пол. XVIII
Просветительство:
классицизм, сентиментализм

Развитие жанров оперы, балета, оркестровой и камерной музыки XIX
Романтизм
Начало изучения народной культуры  Беларуси, музыкального фольклора

Народное музыкальное творчество

Народное музыкальное творчество (фольклор) является отражением жизни и быта белорусского народа, опорой  национального стиля. Основные ветви  белорусского фольклора – это музыка вокальная (народные песни) и инструментальная (народные танцы – польки, хороводы и т.д.).

Народные песни.
Основные черты:
коллективность, передача «из уст в уста», анонимность.

небольшой диапазон мелодии, отсутствие увелич. и уменьш. интервалов. Диатонические лады – натуральный мажор или минор. Умеренные темпы. Разнообразие метрических размеров (смешанные, сложные).

2 вида народного пения
– одноголосное и многоголосное. Обряды и обычаи белорусского народа являются отражением мироощущения человека того времени, его стремления выразить определенную идею, чувство. По своим функциям их можно разделить на календарные, семейные и общественные.

Календарно-обрядовые песни.
Классификация этих песен связана с порами года, сезонными аграрными циклами, трудовой деятельностью человека.
Название праздника
Время
Основные атрибуты
Характеристика музыки
Коляды
24 декабря – 06 января
Обходы дворов колядовщиками, колядные гадания, хождение со «звездой», ритуальные образы «козы», колядные игры.

Музыка для величания, воспевание трудолюбия хозяев дома. Радостный характер, элементы театрализации. Одноголосная манера исполнения.  Мажорное наклонение, затягивание последних слогов.
Масленица
последняя неделя февраля
Символическое сжигание чучела зимы, катание на качелях, с ледяных горок, закапывание молодых в снег.

Узкий объем песенных интонаций. В основе – короткие мелодические фразы. Преобладание мажора.
Закликание весны
1, 9, 25 марта
Выпечка «жаворонков», пирожков, подбрасывание их вверх. Сжигание на взгорках старых вещей. Зазывание весны с крыш, возвышенностей.

Основа песен – заклики, повторы нескольких коротких попевок, одноголосное исполнение. Наличие протяжных выкриков.
Троица
конец мая
Шествие у околиц деревни, украшение домов зеленью, цветами. Собирание трав, плетение венков.

Тексты песен с заклинаниями на будущий урожай. Схожесть с манерой пения на закликание весны.
Купалье
ночь с 23 на 24 июня
Ритуальные «очищающие» прыжки через костер, скатывание зажженных колес в воду, купания. Собирания трав, поиски «папараць-кветки», гадание на венках. Персонажи Купалы, Купалинки, «старога дзеда».

Многоголосное унисонное исполнение песен, эффекты эха, глиссандо в окончаниях, свободные напевы, неповторные цезуры.
Жатва
конец августа – начало сентября
Зажинки – поклонение первому снопу. Жатва. Дожинки – дожинковый венок, толока.

3 группы песен –«зажиночные», трудовые; жнивные (исполнялись на поле во время жатвы); обрядовые «дожиночные». Напряженность звучания, развитие одного мелодического зерна, ритмическая свобода.
Чуды
октябрь, ноябрь

Яровое и овсяное жниво, уборка льна, гречки, картофеля, сбор осенних ягод, грибов.

Обход дворов «на Чуды».

Отражение в песнях связи землероба с завершающим этапом его деятельности. Лирические, шуточные песни. Преобладание минорных ладов.

Семейно-обрядовый фольклор
Семейные обряды и обычаи – это отражение главных событий в жизни человека – рождение, вступление в брак, смерть. Песни этого типа следуют таким же принципам и классифицируются как: песни на крестины, к свадебному обряду и на похороны.

Крестины:
смысл обряда – величание новорожденного по случаю присвоения ему имени, присоединение ребенка к семье. Главные персонажи – отец, мать, ребенок, названные родители, «бабка»-повитуха. Песни лирические, шуточные – кумовьям, родителям, ребенку.

Свадебный обряд:
разделяется на несколько этапов —  обряжение жениха и невесты, выкуп невесты, свадебный бал с пожеланиями молодым, прощание невесты с родительским домом, встреча молодых в доме жениха. Свадебные песни содержат несколько образов – праздничная «веселая», жалостливая «обидчивая», драматическая, шуточная.

Похороны:
этот обряд противоположен кристинам и свадебному обрядам. В музыке отражена человеческая скорбь, оплакивание умершего. Эмоциональное напряжение выражено в волнообразном движении мелодии со звучащими внезапными вскриками, глухими рыданиями.

Необрядовые песни.
Это песни, которые не сопровождали определенные обряды, звучали на вечерках, беседах. Основное назначение такой песни – выражение разнообразных эмоций и переживаний народа. Жанры необрядовых песен – детские, колыбельные, сатирические, застольные, танцевальные, считалки, батрацкие, рекрутские, солдатские, социального протеста.

Народная инструментальная музыка

Народная инструментальная музыка – это неотъемлимая и важнейшая часть народного художественного наследия. Она сопровождала календарно-земельческие обряды, семейные праздники и народные обычаи. Эта музыка звучала в исполнении на белорусских народных инструментах – гармоники, цимбал, жалейки, дуды, свирели, бубна. Все эти национальные инструменты передают неповторимость и исключительность инструментальной музыки Беларуси.

Основные жанры:

  • сигналы
  • наиболее древний пласт музыки, к нему относятся колокола, трубы;
  • свирельные наигрыши;
  • танцы
  • польки и т. п.
загрузка...
загрузка...