Философия как феномен культуры

Философия – одна из самых древних и интереснейших областей человеческого знания. Возникнув в трёх мировых культурах, таких как древнегреческой, древнеиндийской, она насчитывает около 25 столетий своей истории.

  • Основные концепции возникновения философии;
  • Структуру философского знания;
  • Социальное действие;
  • Социальное взаимодействие

Философия возникает в определенных социокультурных условиях:

  • развитой рынок
  • выделение ремесла из сельского хозяйства,
  • становление государства с писанным безличным правом,
  • социальная дифференциация общества и формирование элит,
  • отделение умственного труда от физического.

По Платону и Аристотелю, начало философии – удивление. Оно же «психологический источник» философствования. А духовный источник – переход от мифа к логосу (рациональному познанию).

Основные концепции генезиса (происхождения) философии:
  • мифогенная (из осмысления мифов);
  • гносеогенная (из обобщение результатов познания);
  • гносеогенно-мифогенная (совокупность развитой мифологии, начатки наук и обыденное мышление).

Содержание предмета философии формировалось исторически и логика его становления определялась социокультурным развитием цивилизации, уровнем развития науки и человеческой практики.

Эволюция в предметном содержании философии осуществлялась от натурфилософии античности, когда в философии природы возникло единое, научно философское знание о мире в целом через натурфилософию эпохи Возрождения и Нового времени в условиях постепенного выделения из нее научных областей знания в качестве самостоятельных дисциплин и диалектико–материалистической философии К.Маркса и Ф. Энгельса во второй половине XIX в. В марксисткой философии предметом философии становится изучение наиболее общих принципов и законов развития природы, общества и мышления, а сама философия предстала в качестве методологии научного познания и практической деятельности.

В современной философии начала XXI в. предметом ее изучения становится окружающий мир как многомерная и многоуровневая система, для характеристики которой приобретают особый смысл категории устойчивости, вероятности, неопределенности, самоорганизации, отражающие статистический, нелинейный характер его состояния и развития.

Таким образом, предмет философии не есть нечто застывшее, раз навсегда данное образование, а образование развивающееся, имеющее свою собственную единую историю и логику развития бытия и мышления. Но при всех переменах и изменчивых состояниях в предмете философии сохраняется преемственность в «видении» самого мира, его основ, оснований и сущности этого мира.

Итак, предметом философии является мир как единая, всеобщая целостная система, как единая история природы и общества, в основании которой находятся и проявляются всеобщие законы функционирования и развития. В этой связи предмет философии носит всеобщий и универсальный мировоззренческий характер. Ядром предмета философии является философская рефлексия, в которой фиксируется и отражается отношение внутреннего опыта людей к внешнему, своего внутреннего мира к миру внешнему.

Соответственно специфике анализируемых проблем в структуре философского знания традиционно выделяются его основные разделы, отражающие историческую динамику предметной ориентации философии. В процессе исторического развития выделились специальные науки, изучающие разные стороны в мироздании и его различные явления. Изучение носит характер философского мировосприятия действительности и ведет к накоплению философского знания. Профилософские специальные науки:

  • космология (учение о мире и мироздании);
  • онтология (учение о бытии, о наиболее общих принципах и основаниях всего сущего);
  • гносеология (учение о познании);
  • аксиология (учение о ценностях);
  • праксиология (учение о деятельности);
  • антропология (учение о человеке);
  • социальная философия (учение об обществе).

Данная структуризация философского знания довольно размывчата. Существует множество структур философского знания и в каждой данной структуре изучаемые явления и объекты могут быть объектами исследования разных профилософских наук.

Социальное действие и социальное взаимодействие:
  • социальное действие: сущность, признаки
  • социальное взаимодействие: понятие, сущность, значение
  • формы взаимодействия

Социальное действие – единица социальной реальности, выступающая ее конституирующим элементом. Это действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него.

Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Во-первых, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл — личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции. У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков:

  • нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм).
  • волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды)
  • наличие знаковых механизмов регуляции

В концепции Парсонса действие рассматривается как единичный акт и как система действия. Анализ действия как единичного акта связан с выделением актора (субъекта активного действия) и среды, состоящей из физических объектов, культурных образов и др. индивидов. При анализе действия как системы действие рассматривается как открытая система (т.е. поддерживающая обмен с внешней средой), существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.

Социальное взаимодействие – систематически устойчивое выполнение каких-то действий, которые нацелены на партнера, для вызова ответной реакции с его стороны, которая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего. То есть, если говорить иначе, социальное взаимодействие — это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к появлению новых социальных отношений.

Социальное взаимодействие является одним из основных объектов исследования в социологии. Социальное взаимодействие обусловлено непосредственными контактами между людьми. Это процесс, в рамках которого индивиды оказывают влияние на поступки и образ мыслей друг друга.

Социальное взаимодействие осуществляется в социальных ситуациях. Любые контакты индивидов, какой бы личный характер они не носили, в широком понимании — социальны, т. к. результаты контактов индивидов не безразличны для состояния общества в целом; собственно, этими результатами и определяется в большей степени его, общества, состояние.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны:

  • Объективная сторона – факторы независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.
  • Субъективная сторона – сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.
Классификация социального взаимодействия
  1. Первичные, вторичные(идеологические, религиозные, нравственные),
  2. по количеству участников: взаимодействие двух людей; одного человека и группы людей; между двумя группами,
  3. Разнонациональные,
  4. Между людьми разного достатка, и т. д.

И социальные контакты, и социальные действия (информирование, контроль, оценка, интерпретация, принуждение и т. д.), и их непрерывная цепочка, называемая взаимодействием, и социальные отношения (зависимости и власти, влечения и близости, социальной неприязни и др.) оказывают на человека дискретное или массированное социальное воздействие.

Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:
  • оно предметно, т.е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;
  • оно внешне выражено, а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами, знаками, которые расшифровываются противоположной стороной;
  • оно ситуативно, т.е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);
  • оно выражает субъективные намерения участников.

В соответствии со способами, посредством которых субъекты взаимодействия согласуют свои цели и реализуют их, выделяют следующие типы социального взаимодействия:

  • сотрудничество – взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон;
  • конкуренция (соперничество) – тип социального взаимодействия, предполагающий отстранение, опережение или подавление соперника в борьбе за социальные блага. При конкуренции одна из сторон стремится нанести ущерб другой;
  • конфликт – скрытое или открытое столкновение конфликтующих сторон в борьбе за ресурсы, статусы и привилегии, которые стремятся навязать друг другу свою волю, изменить поведение или устранить друг друга. Конфликт имеет кумулятивную природу, то есть каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.
загрузка...
загрузка...