История белорусской оперетты

ОПЕРЕТТА – театральное представление, сочетающее вокальную и инструментальную музыку, танец, балет, элементы эстрадного искусства. Оперетты пишутся на комический сюжет, музыкальные номера в них короче оперных, в целом музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер, однако наследует напрямую традиции академической музыки

Развитие жанра оперетты тесно связано с возникновением и становлением Белорусского государственного театра музыкальной комедии (белорусский государственный академический музыкальный театр).

Этот театр был открыт в 1970 году. До 2000 года назывался “Государственный театр музыкальной комедии Беларуси”. Свой первый театральный сезон открыл 17 января 1971 года спектаклем “Поет “Жаворонок” белорусского композитора Юрия Семеняко.

Творческая судьба театра складывалась непросто. Первое десятилетие существования коллектив, не имея своего помещения, был вынужден странствовать по разным сценическим площадкам города. В 1981 году театр, наконец, получил собственное здание, в котором 15 октября открыл свой двенадцатый сезон опереттой Иоганна Штрауса «Летучая мышь».

За время существования театра на его сцене было поставлено более ста спектаклей, многие из которых вошли в золотой фонд национальной культуры, стали значительными событиями в культурной жизни страны.

На сцене Музыкального театра получили право первой постановки произведения белорусских авторов: «Павлинка», «Неделя вечной любви», «Степан – великий пан» Юрия Семеняко, «Нестерка» и «Судный час» Григория Суруса, «Денис Давыдов» Андрея Мдивани, «Миллионерша» Евгения Глебова, «Весенняя песня» и «Приключения в замке Алфавит» Виктора Войтика, «Джулия» и «Стакан воды» Владимира Кондрусевича.

В сегодняшнем репертуаре театра более тридцати разножанровых спектаклей. В афише представлены классическая оперетта, мюзикл, музыкальная комедия, комическая опера, рок-опера, балет, спектакли для детей, разноплановые концертные программы.

ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЯ СЕМЕНЯКО (1925-1900), ОПЕРЕТТА «ПАВЛИНКА» (1973 г.)

Ю. В. Семеняко – народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии Беларуси. Его имя присвоено ДМШ №1 в Гродно, а также Международному конкурсу юных композиторов, который проводится в республике.

Биография: Ю. В. Семеняко родился в Минске, детство и юность провел в Феодоссии (Украина) и в Белостоке (Польша). Принимал участие в ВОВ. После войны поступает в Бел. гос. консерваторию, в класс профессора Богатырева. Ведет активную композиторскую деятельность, становится членом Союза композиторов, 1978-1983 возглавляет его.

Творчество Ю. Семеняко разножанрово, но центральное место занимают жанры вокально-инструментальной музыки (песни) и театральной музыки (оперы, оперетты).

Оперетта «Павлинка» (1973 в 2-х действиях), либретто А. Бачилы по пьесе Я. Купалы:

Это сочинение является первым образцом классической белорусской оперетты. Композитор и либреттист ставили своей целью раскрыть богатый духовный мир людей труда, их оптимизм, высокие нравственные качества, умение переносить тяжести и невзгоды и верить в лучшее будущее, – и одновременно осмеять «панство», пустоту и чванливость тех, кто противопоставляет себя простым людям, считает себя выше, благородней их.

На контрастном сопоставлении образов, ситуаций, характеров строится драматургия произведения. Авторы стремились средствами оперетты как можно глубже передать сущность бессмертной комедии классика белорусской литературы Янки Купалы, любовно сохраняя дух произведения. Социальное начало, которое заложено в пьесе Я. Купалы, углублено авторами оперетты.

Драматургия оперы:

1 действие – экспозиция лирических героев (Павлинка, Яким) и шляхы.

Ария Якима «Што я мужык усе тут знаюць» — этим номером открывается оперетта. В центре этого номера – показ образа Якима, его свободолюбивых взглядов.

Ария Павлинки «Вось і сонца заходзіць да рання» — экспозиция, знакомство с образом нежной юной девушки.

2 действие – показ образа пана, развитие и развязка драмы.

Романс пана Быковского «Плывем галэмбе» — написана на псевдопольском языке, как пародия-сатира на мелкопоместную шляхту, показывает сатиричность образа пана, ограниченность его взглядов.

загрузка...
загрузка...