Белорусская музыкальная культура

XX век – время начала нового этапа в развитии профессиональной белорусской музыки. Предлагаем ознакомится с этапами её формирования.
На протяжении ряда столетий в Беларуси закладывались основы профессиональной музыкальной культуры.

История развития белорусского музыкального искусства имеет глубокие корни, ее истоки уходят в далекое прошлое.
Музыкальная культура создавалась усилиями многих поколений талантливых народных музыкантов. В этом процессе, кроме самобытного народного искусства, велика роль и церковного певческого искусства, и школьных театров, и частных капелл, оркестров. И, конечно, большой вклад внесли белорусские музыканты-исполнители.

Первый этап (20-40-е гг.). Формирование национальной композиторской школы.

Начальная ступень развития профессиональной музыки в Беларуси связана с социальной, политической обстановкой в те годы. Революции 1905,1907 и 1917 годов явились толчком к возрастающей волне национального самосознания. Широко распространяется идея «белорусизации» культуры, происходит внедрение белорусского языка в учебники, газеты, журналы.

Обновляется и обстановка, в которой теперь звучит музыка. Возникает множество музыкальных кружков, обществ, самодеятельных хоров, частных  музыкальных школ и училищ.

Организовываются «вечеринки», на которых читаются стихи и звучат народные песни и танцы.

1932 год – открытие Белорусской государственной консерватории в Минске. Первые ее выпускники-композиторы: А. Богатырев, М. Крошнер,  П. Подковыров, В. Оловников, Л. Абелиович.

Музыкальное искусство этого периода ориентировано на русскую классику. Основные черты в музыке:

  • преобладание общественного над личным;
  • оптимистичность;
  • склонность к программности;
  • опора на национальный мелодический материал.

Основные жанры – опера, симфония, камерно-инструментальная, хоровая и сольная песня, обработки народных песен.

Появление национальной композиторской школы в лице этих композиторов является признаком роста культурного самосознания Беларуси.

Второй этап (кон.40-нач. 60-х гг.). Период закрепления достигнутого профессионального уровня.

Великая отечественная война прервала стремительное восхождение и укрепление композиторской школы Беларуси. В 1941 году консерватория закрылась, а возобновила работу только через 11 лет.

Несмотря на всю тревожность военной обстановки, музыкальная жизнь в Беларуси продолжала существовать. Силами белорусских артистов в Москве в 1942 году был дан концерт, составленный из фрагментов национальных белорусских опер. Газета «Правда» написала об этом так: «… В трудные дни войны, в годину испытаний, советский народ продолжает строить свою культуру, воплощающую лучшие идеалы человечества».

В творчестве белорусских композиторов в этом периоде на первое место выходит патриотическая тема борьбы народа против фашизма. Особое место заняла тема партизанского движения Беларуси, ставшего грозной силой в тылу врага. Произведения, посвященные этой теме: кантата «Белорусским партизанам» Богатырева, симфония-баллада «В суровые дни» Аладова, 5 симфония Золотарева и др. Эти произведения призывали к борьбе с захватчиками, воспитывали мужество, патриотизм и вселяли веру в победу.

После успешного окончания войны, общественная жизнь, как и культурная, стала возобновляться. Ожили концертные залы, театры, музыкальные учебные заведения. Активизировалась деятельность союза композиторов, куда теперь вошли молодые выпускники консерватории – Г. Вагнер, Э. Тырманд, Ю. Семеняко, Е. Глебов, Д. Смольский.

Расширяется диапазон жанров – появился жанр инструментального концерты для цимбал, контрабаса.

Основные темы в музыке:

  •  дальнейшее развитие темы Великой Отечественной войны;
  • тема мирного труда народа;
  • тема борьбы за мир и дружбу между народами;
  • тема прославления белорусского народа.

В 1950-х большое внимание в музыке сосредоточено на отображении современных сюжетов и образов, связанных с жизнью и бытом простого человека.

 Третий этап (1960-70-е гг.). Усиление творческой активности композиторов.

Это время обновления традиций белорусской музыки. Черты нового:

  • усиление внимания к современным темам, внимание к личности человека;
  • обогащение музыкального языка;
  • взаимодействие жанров;
  • внимание к народному музыкальному творчеству.

Плодотворное развитие белорусской музыки 60-70-х гг. – результат не только обращений к современной тематике, но и влияние лучших традиций мировой многонациональной музыки.

Вместе с тем, этот период не лишен противоречий. Развитие культуры происходило в обстановке культа личности, идеологического засилья в обществе. Это накладывало печать на творческие процессы в искусстве. Такие условия ограничивали деятельность композиторов, препятствовали реализации их творческих возможностей в полной мере.

Но, несмотря на это, перед деятельностью музыкального искусства были поставлены ответственные задачи по дальнейшему развитию музыкальной культуры, развитию творческой индивидуальности.

Четвертый этап (1980-90-е гг.). Сохранение и развитие предшествующих традиций.

Много интересного было создано композиторами в этот период. Конец 20 столетия – это появление новых талантливых имен композиторов – выпускников Белорусской академии музыки (так с 1995 г. стала называться Белорусская консерватория).

Среди них – А. Бондаренко, В. Копытько, В. Кузнецов, Л. Мурашко, Е. Поплавский, В. Солтан и др.

Черты развития в жанрах:

опера:

активизация в этой области (С.Кортес «Визит дамы», Д.Смольский «Франциск Скорина», Е.Глебов «Мастер и Маргарита»). Появление нового жанра – опера-притча (В. Мулявин «Про долю») и музыкального спектакля (В.Мулявин «Во весь голос»), рок-оперы («Масфан» В.Курьяна), поп-оперы («Максим» И.Паливоды) и др.

кантатно-ораториальный:

обогащение сочинениями на стародавний сюжет («Куранты» В.Копытько, на стихи анонимного автора 18 века или «Франциск» Литвиновского на текст Ф. Скарины «Из библии»).

хоровая музыка:

обращение как к текстам современников (Я.Колас, М.Богданович) так и к народным текстам.

возрождение церковной, духовной музыки (сочинения Равенского и др.).

симфония:

главенствующее место в творчестве белор. композиторов. Ее особенности – глубокое содержание, своеобразные выразительные средства и техника письма,

философская трактовка. («Плач перепелки» с участием хора В.Кондрусевича).

Развиваются и иные симфонические жанры – поэма, сюита, эскиз.

произведения для народных инструментов: широкое распространение в творчестве Е. Глебова, Г. Гореловой, Д. Смольского, В. Помозова, В. Копытько и др.